Kitya Karlson (kitya) wrote,
Kitya Karlson
kitya

Германия: Белое золото солнечного короля.

Ох, все так возбудились с простого поста о картошке, что надо скорее отвлечься, а то я помру от некоторых комментариев. Поговорим лучше о чём-нибудь нейтральном, спокойном, ну, например, об истории второй мировой войны.

То есть продолжаю описывать поездку в Германию. Не бойтесь, немного осталось.

Кстати, интересно, почему в Европе как деревня в горах – то прекрасные церкви, туристы, пастораль и коровы с колокольчиками, а в США – то три лачуги, алкоголики и наркоманы? Обидно, прямо. Увы, времени мало и надо ехать дальше.

Путешествуя в любой стране я всегда стараюсь посетить места отмеченные в списке мирового достояния Юнеско и ещё ни разу не остался недоволен этим выбором. Этот список заслуживает огромного уважения и включает наилучшие точки по всему миру, места интересные как своей природой, так и культурой. Попасть в список Юнеско очень сложно. Кроме того, что видимо ещё сложнее, за всю историю существования списка только два места были позднее исключены за разрушение природной или культурной ценности. Город Дрезден (точнее его речной берег) - один из этих двух.

Ну вот, приезжаю я в Дрезден. Вот уж воистину, два мира – два Шапиро.



Как и Нюрнберг, Дрезден стал жертвой практического военного преступления союзников во время второй мировой войны. Исторический центр этих двух городов был фактически полностью уничтожен бомбёжками англичан и американцев (в случае Дрездена с формальной целью облегчения продвижения Красной армии). Разница в том, что Нюрнберг потом оказался в ФРГ, а Дрезден – в ГДР. И если центр Нюрнберга был восстановлен так аккуратно, что в нём чувствуешь сейчас почти как в настоящем средневековом городе, то в Дрездене до сих пор ощущение того, что война закончилась буквально вчера.

В каждом старом доме фотографии военной разрухи. Панельные «советские» дома. Церковь Богородицы XVIII века была разрушена в 1945-ом. Но восстановлена после войны, да. После войны – это когда? В 2005-ом закончились работы.

Когда-то Дрезден считался самым красивым городом в стиле барокко во всей центральной Европе. Город был построен из песчаника - белого камня, который со временем чернеет от дождя и ветра. При восстановлении исторических памятников стараются частично использовать оригинальные блоки и куски с послевоенных развалин, отчего многие здания в центре выглядят как мозаика чёрного и белого. То есть «послевоенные развалины» в более-менее свободном доступе сохранились до сих пор.

Стилем барокко город обязан королю Саксонии Августу Сильному. Владимир Владимирович Август был королём пустым, нарцистичным и жадным до абсолютной власти. За год до смерти он заказал большую золотую статую себя с голым торсом на коне.

Однако этому же королю мы обязаны и одним из самых важных научных открытий того времени.

Молодой алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер был одним из многих, кто, по его словам, умел превращать обычные металлы в золото, умел, но не очень хотел, и это умение постоянно приводило его в беду. Король Пруссии Фридрих Вильгельм I приказал поймать, арестовать и заставить алхимика трудиться на себя.

Спас Бёттгера от короля Пруссии король Саксонии, причём исключительно с той же целью – заточить и заставить производить золото. Но заточение и пытки так и не смогли заставить молодого алхимика раскрыть секрет производства золота. Чтобы немного отвлечь короля от пыток (а король это дело любил), Бёттгер трансформировался из алхимика в гончара и начал работать над открытием секрета фарфора (который в то время производился только в Китае и стоил, как и все китайские качественные бытовые товары, никак не дешевле золота). Бёттгер догадался что стандартные попытки смешать что-нибудь белое (например, крошку яичной скорлупы) с глиной ничего не дадут, а вместо этого нужно увеличить нагрев плавильной печи.

В 1710-ом году в замке городка Мейсен было начато первое в Европе производство белого золота – фарфора.

Забавно (нигде такого раньше не видел), по моему опыту обычно в музеях либо запрещают внутри фотографировать всем (вероятно из вредности), либо разрешают всем. В музеях города Мейсен разрешают фотографировать, но только тем, кто купит специальный билет «фотографа» за дополнительную деньгу.

Плюс в замке дают смешные огромные пушистые тапочки, которые нужно напялить поверх ботинок, после чего ходить и полировать им паркет.

Внутри, конечно, забавно, но – после войны почти 70 лет прошло, а восстанавливают замок ещё прямо сейчас.

Работа идёт. Ещё несколько лет и Дрезден и Мейсен, конечно, потеряют это ощущение и станут неотличимы вероятно от других настоящих европейских городов.
















































историиархивпоискзаказинфостат
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 150 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →