Если отойти от реки в Дювале метров 30, вы наткнетесь на широкое заброшенное полотно железной дороги и старые сгнившие столбы. Сейчас – это беговая дорожка и прогулочное место для местных собак, а когда-то поезда ходили из Дюваля аж до Чикаго. В то время, когда развитие железных дорог полностью убило речной транспорт.
И ещё через 30 метров вы наткнетесь на автомобильное шоссе Монро-Дюваль-Норт-Бенд, которое убило железную дорогу.
Это была присказка, а сказка будет дальше. Большинство жителей Дюваля давно забыли о том, как это оно жить в болоте, поскольку дома перенесли подальше от реки на высокие прибрежные холмы у шоссе и о потопах люди вспоминают разве что пару раз в год, когда Дюваль отрезает водой на несколько дней от остального мира.
Пару лет назад я жил в значительно более большом канадском городе Ричмонд, пригороде города Ванкувер, и о болоте я вспоминал ещё меньше. Ричмонд – это город огромных торговых центров, высоких домов, почти двухсот тысяч людей. Есть даже аэропорт. Не все знают, но весь этот огромный мегаполис находится в среднем на 6 метров ниже уровня моря. Если бы не насыпная дамба вдоль всего побережья моря и реки Фрейзер, Ричмонд бы вернулся в то состояние, каким он был 100 лет назад – в состояние огромной мокрой лужи.
К своему стыду, прожив в Ричмонде чуть больше года, я даже и не знал о том, что за пределами насыпного холма что-то есть. И не узнал бы об этом и сейчас, если бы мне не надо было пробежать 40 километров для тренировки к марафону и я бы абсолютно случайно не выбрал бы маршрут вдоль дамбы по карте на официальном туристическом сайте города.
Ох, до чего же улицы Ричмонда грязны! Что же такое делается-то, горожане? Мало деревьев, много асфальта. Такого количество окурков, жвачек и фантиков я не видел давно. Пришлось даже расстроиться на бегу.
К западу от шоссе, чуть-чуть не добегая до шикарного дорого района Стивстон, недалеко от исторической фермы Лондон (всё это есть на официальной карте), я совершенно случайно наткнулся на деревушку в несколько домов, которой на карте не было совершенно. На карте была дамба вдоль которой я бежал и вода реки Фрейзер с другой стороны. В реальной жизни с другой стороны лежала деревня Финское Болото – Finn Slough.
1
Нет, это не трущобы Азии, это - район четвёртого по величине города богатейшей провинции Британская Колумбия в развитой стране Канаде. На гнилых сваях в воде стоят дома, через болота перекинуты узкие скрипящие дорожки, у домов стоят лодки. Между домов спокойно проплывает бобёр, горит свет, идёт печной дым из труб. Здесь живут настоящие люди, около 30 человек, многие из них – прямые потомки первых иммигрантов - финских рыбаков, в честь которых и названа это деревня. Провода висят так низко, что почти касаются воды. Кусты берут своё и мешают пройти. Такой необычайной красоты я не видел уже очень давно. В свете закатного солнца именно таким я бы представил себе рай на земле.
Когда жадные до плодородной земли фермеры осушили болота Ричмонда и построили защитную насыпную дамбу, по какой-то случайной инженерной причине эта маленькая деревушка осталась с другой стороны и дамбы и истории.
Для современного города небоскрёбов, торговых центров, дорогих немецких машин и домов средняя стоимость которых зашкалила уже за полмиллиона, Финское Болото – не больше чем больная мозоль. Табличка у входа просит случайных визитёров подписать петицию в знак протеста против сноса деревни. Канадцы, помогите спасти финское болото, а?
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Journal information